АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПОДАЧИ В СУД ИСКА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ – это процессуальный документ, который представляет собой требования, предъявляемые истцом (лицо права которого нарушены) ответчику.
Необходимость подать исковое заявление о защите прав потребителя возникает, когда нарушены права потребителя при заказе, приобретении или использовании им товаров (работ, услуг) и они не восстановлены во внесудебном порядке.
До обращения в суд целесообразно направить продавцу (изготовителю, исполнителю) претензию об устранении нарушений прав потребителя, чтобы в последующем иметь возможность взыскать штраф за отказ в удовлетворении законных требований.
Образцы претензий по различным жизненным ситуациям размещены в разделе «Образцы претензий» сайта Минторга РБ https://trade.bashkortostan.ru/activity/1855/.
Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Иск составляется для каждого участника дела – ответчика, третьих лиц, привлеченных для участия.
Образцы исков по различным жизненным ситуациям размещены в разделе «Образцы исковых заявлений» сайта Минторга РБ https://trade.bashkortostan.ru/activity/16549/.
ШАГ 1. СОСТАВИТЬ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
АДРЕСНАЯ ЧАСТЬ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ (ИСКА)
В верхнем правом углу (адресной части) иска следует указать (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ):
- наименование суда, в который подается иск;
- сведения об истце – Ф.И.О., адрес места жительства с почтовым индексом, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии).
Следует знать! Если иск подается представителем, указываются также аналогичные сведения о нем;
- сведения об ответчике – наименование продавца (изготовителя, исполнителя); адрес его места нахождения, адрес электронной почты, телефон (если известны).
Следует знать! Реквизиты продавца (изготовителя, исполнителя) могут быть, например, указаны в чеке или квитанции за товар (работу, услугу). Адрес юридического лица (продавца, изготовителя, исполнителя) можно узнать также по номеру ИНН (или ОГРН) на официальном сайте ФНС России;
- цену иска (если требования носят имущественный характер).
СОДЕРЖАНИЕ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ (ИСКА)
В тексте иска, придерживаясь официального стиля, следует указать (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ):
- информацию о товаре (работе, услуге). Следует указать когда, где и по какой цене приобретен товар (оформлен заказ на работу или услугу);
- информацию о нарушении прав и об обстоятельствах, на которых основываете свои требования. Следует указать, когда и какой недостаток товара (работы, услуги) обнаружен, либо какие нарушения допустил продавец (изготовитель, исполнитель) (например, нарушены сроки передачи товара или выполнения работы (услуги) или она оказана некачественно). Укажите положения статей Закона о защите прав потребителей, например, 18, 23, 28 или 29;
- требования к ответчику (например, возврат денег, обмен, устранение недостатков, уменьшение цены, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда);
- цену иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм. В цену иска входят, денежные средства, уплаченные за товар (услуги, работы), неустойка.
Следует знать! В цену иска не включаются штраф за отказ в добровольном удовлетворении требований потребителя, компенсация морального вреда, а также судебные расходы;
- сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора с приложением к иску претензии.
Следует знать!
- Досудебная подача претензии об устранении нарушений прав потребителя обязательна по спорам, связанным: с предоставлением некачественного туристского продукта туроператором; неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи.
- Несоблюдение правила об обязательном досудебном порядке урегулирования спора может, является основанием для возвращения искового заявления истцу.
- Если ответчик не удовлетворил ваши законные требования, предъявленные до обращения в суд, с него взыскивается штраф в размере 50% от присужденной судом суммы;
- дату и подпись истца или представителя истца (при наличии соответствующего документа).
ШАГ 2. ПОДГОТОВИТЬ ДОКУМЕНТЫ И ПРИЛОЖИТЬ К ИСКУ
К исковому заявлению прикладываются следующие документы (ст. 132 ГПК РФ):
- доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываете свое требование – кассовый чек, квитанция к приходно-кассовому ордеру, выписка по банковскому счету и др., договор купли-продажи товара или подряда или оказания услуг (в том числе заказ-наряд), экспертные заключения, отчет об оценке стоимости устранения недостатков товара (работы), документы, подтверждающие устранение недостатков результата работы за ваш счет, и др.;
- документы, подтверждающие причинение вам нравственных и физических страданий (при возможности). При наличии таких доказательств, суду легче установить и оценить значимые обстоятельства дела;
- копию досудебной претензии и доказательства направления ее ответчику, ответ на вашу претензию (при наличии);
- расчет взыскиваемой суммы с копиями для других лиц, участвующих в деле;
- уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов;
- документы, подтверждающие совершение действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.
Следует знать! Истцы-потребители освобождаются от уплаты госпошлины, если сумма иска не превышает 1 млн руб. При цене иска более 1 млн руб. госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.
ШАГ 3. ПОДАТЬ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В СУД
В КАКОЙ СУД СЛЕДУЕТ ПОДАТЬ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ (ИСК)
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд:
- по адресу организации-ответчика (ее филиала или представительства, если иск вытекает из их деятельности) или по месту жительства индивидуального предпринимателя – ответчика;
- по месту жительства или пребывания истца;
- по месту заключения или исполнения договора.
Иски о защите прав и законных интересов группы потребителей подаются по адресу ответчика.
В мировой суд – если сумма иска не превышает 100 000 рублей.
В районный суд – если сумма иска выше 100 000 рублей.
СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ! Иски о защите неимущественных прав потребителей и требование имущественного характера, не подлежащее оценке, а также требование о компенсации морального вреда подсудны районному суду (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17).
СПОСОБЫ ПОДАЧИ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ (ИСКА)
- на бумажном носителе.
- в электронном виде (при наличии технической возможности у судебного органа). Иск следует направить на официальную электронную почту суда. Информацию об электронной почте можно узнать на официальном сайте соответствующего суда.
ШАГ 4. ДОЖДАТЬСЯ РЕШЕНИЯ СУДА
Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей – до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. В зависимости от сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен не более чем на месяц (ч. 1, 6 ст. 154 ГПК РФ).
Срок, на который судебное разбирательство было отложено в целях примирения сторон, не включается в установленные сроки рассмотрения дел, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства (ч. 4.1 ст. 154, ст. 169 ГПК РФ).
После вынесения судом решения следует дождаться вступления его в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Срок для подачи апелляционной жалобы – месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).
Иск может рассматриваться в порядке упрощенного производства при условии его соответствия категориям дел, рассматриваемых в данном порядке. В этом случае решение вступает в законную силу по истечении 15 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 15 дней со дня принятия решения (дня принятия его в окончательной форме) (ст. 232.2, ч. 5, 6, 8 ст. 232.4 ГПК РФ; п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда от 18.04.2017 N 10).
В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно. Если суд апелляционной инстанции признает, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства, то он отменяет решение и направляет дело в суд первой инстанции для рассмотрения по общим правилам искового производства (ч. 1 ст. 209, ч. 3 ст. 335.1 ГПК РФ).